|
СТАТЬИ
:: Что нужно нашему коммерческому авто?
Перво-наперво простой и недорогой дизель. Сам завод предлагает только
дорогущий Steyr, и то в ограниченных масштабах. Вот и появились фирмы,
готовые оснащать "Газели" дизелями от иномарок. По-польски
Вполне подходящий дизелек - "Андория". Разработан еще в восьмидесятые
поляками для "Жука" и "Нисы", сделанных на победовских агрегатах. Из-за
чугунных головки и блока мотор получился тяжеловатым - 240 кг. Однако
в остальном вполне актуален, ведь проектировали его с оглядкой на лидеров
дизелестроения - Perkins, Mercedes, VW. Сухие гильзы, несколько устаревшее
предкамерное смесеобразование, верхний распредвал с ременным приводом,
форсунки и 4-плунжерный рядный ТНВД - Bosch или MotorPal - все просто
и понятно. Со временем появился турбонаддув...
Не так давно поляки вспомнили об исторических корнях своего мотора.
Размеры, точки крепления коробки и двигателя позволяли установить его
на румынский джип ARO и многочисленные "уазики", находящиеся за пределами
России. Так что появление "Газели" поляки восприняли как дар судьбы.
Российские полуторки пошли на экспорт в ближайшее зарубежье, а там прожорливый
и ненадежный ЗМЗ-402 восторгов не вызывал. Расторопные дилеры ГАЗа на
Украине, в Молдавии, Литве начали ставить "Андорию", а вскоре к ним
присоединились Чехия и Венгрия.
В России за установку польского дизеля взялась нижегородская фирма "Раша",
тоже газовский дилер. Тут пригодился опыт работы со "Штайром": из его
комплектующих для "Газели" подошел целый ряд деталей. В Нижнем решили
несколько поднять мощность "Андории" - увеличили цикловую подачу ТНВД
и ввели промежуточное охлаждение воздуха. Для более мощного стартера
и российской зимы аккумулятор ставят побольше - 77 А.ч. Шумов у дизеля,
конечно, больше, но... на "Газели" они особо не досаждают. Тем более
тяга и разгон улучшились, так чего же еще надо. Обороты максимальной
мощности снизились - все-таки дизель, на трассе чаще приходится включать
"пятую". И ведь прет на ней в гору!
По-немецки
Мерседесовский дизель ОМ616 продержался на конвейере почти 30 лет -
до восьмидесятых годов. Модификации самые разные - от легковых до вариантов
для 1,5-тонных Т1 и легендарных "унимогов". Конструкция - предкамерное
смесеобразование, верхний распредвал с цепным приводом, 4-плунжерный
ТНВД. Единственная слабость - старинная набивка заднего коренного сальника
(правда, надежная). Был еще и 5-цилиндровый мотор - ОМ617, очень уважаемый
в России...
Чугуна у обоих в избытке, блок не гильзован, но есть два ремонтных размера
поршневой и четыре - коленвала. Неудивительно, что первые попытки скрестить
"Газель" с Mercedes проводились на этих моторах. Владелец "Газели" покупал
по дешевке разбитый или гнилой "мерс", сам устанавливал двигатель от
него на кормилицу, всеми правдами и неправдами получал одобрение на
ГАЗе или в НАМИ и регистрировал в ГАИ переделку.
Придать народному творчеству цивилизованный вид взялся московский дилер
ГАЗа фирма "ГАЗ-Центр", устанавливая на полуторку ОМ616 индийской сборки.
Известно, "мерин" не состоит в родстве с "Газелью", поэтому переделок
хватает - траверсу переднего крепления двигателя приходится делать заново.
Чтобы не мучиться с приобретением и установкой мерседесовской коробки,
разработали переходник под картер сцепления ЗМЗ-406 и оставили газелевскую.
Помпу освободили от пропеллера и на радиатор поставили российский электровентилятор.
Воздушный фильтр от ЗМЗ-406 - современный и эффективный. Приемную трубу
глушителя к выпускному коллектору тоже пришлось подгонять, но это мелочь.
ОМ616/17 - атмосферный, рабочий объем невелик, откуда взяться мощности?
Потому и скорость у "Газели" с ним поменьше, и "пятую" можно подоткнуть
только на пустой машине. Из явных достоинств разве что относительная
дешевизна, экономичность и неприхотливость к качеству дизтоплива.
Правда, есть перспектива - более современные и мощные мерседесовские
дизели, к примеру "пятерка" ОМ602 с турбонаддувом. Говорят, такая "Газель",
да еще с автоматической коробкой, уже колесит по просторам России. Может,
и не одна.
|